Счастье, Радость ОШО
Что такое счастье? Это зависит от вас, от того, находитесь ли вы в
состоянии сознательности или бессознательности, от того, спите вы или
пробуждены.
Если вы спите, для вас счастьем будет удовольствие. Удовольствие
подразумевает ощущение, попытку посредством тела достичь чего-то
недостижимого посредством тела – принудить тело достичь чего-то, к чему
оно не способно. Люди пытаются всеми возможными способами достичь
счастья посредством тела.
Спящий человек ничего другого не знает. Он знает только несколько
ощущений тела – еда, секс; это его мир. Он непрерывно между ними
перемещается. Вот два конца его тела – еда и секс. Если он подавляет
секс, то впадает в зависимость от еды; если он подавляет пристрастие к
еде, то впадает в зависимость от секса. Энергия продолжает двигаться
подобно маятнику. И всё, что вы называете удовольствием, – это самое
большее только высвобождение из напряженного состояния.
Сексуальная энергия собирается, скапливается; вы приходите в напряжение и
тяжелеете, и вам хочется её высвободить. Для человека, который спит,
сексуальность – не что иное как высвобождение, всё равно что громкое
чихание. Это не даёт ничего, кроме некоторого облегчения, – было
напряжение, теперь его больше нет. Но оно скопится снова. Еда даёт лишь
небольшое ощущение вкуса на кончике языка; вряд ли стоит ради этого
жить. Но многие люди живут лишь для того, чтобы есть; очень немногие
едят для того, чтобы жить.
Удовольствие – физическое, психологическое. Удовольствие – самая
поверхностная вещь в жизни; это щекотка. Оно может быть сексуальным, оно
может относиться к другим органам чувств, может стать одержимостью
едой, но оно всегда укоренено в теле.
Ты не единственный, кто ищет удовольствия; тех же удовольствий ищут
миллионы людей, точно таких, как ты. Отсюда вся эта борьба,
соревнование, насилие, война. Люди стали друг другу врагами, потому что
все они стремятся к одной и той же цели – и не все могут её достичь.
Если вы до такой степени гонитесь за удовольствием, то не сможете
любить, потому что человек, который ищет удовольствия, использует
другого как средство. А использовать другого как средство – одно из
самых безнравственных действий, которые только возможны, потому что
каждое существо – само по себе цель и нельзя использовать его как
средство.
Для спящего человека счастьем являются приносящие удовольствие ощущения.
Спящий человек живёт от одного удовольствия до другого. Он просто
бросается от одного ощущения к другому. Он живёт ради небольших
волнений; его жизнь очень поверхностна. В ней нет глубины, в ней нет
качества. Он живёт в мире количества.
Желаний так много, и каждое – неутолимо, и каждое громко требует
внимания. Ты остаёшься жертвой, терзаемой толпой безумных желаний –
безумных из-за своей неосуществимости, – и они непрерывно тащат тебя
одновременно во все стороны. Ты превращаешься в противоречие.
Вы создали тюрьму, вы больше не живёте в свободе. Если ты ищешь денег и
власти, то будешь зависимым от денег и власти. Человек, который
продолжает накапливать деньги... – если ему доставляет удовольствие
иметь больше и больше денег, – он будет становиться более и более
несчастным, потому что, чем больше у него становится, тем больше он
хочет, чем больше у него денег, тем более он боится их потерять.
Удовольствие удерживает вас в состоянии бревна, плывущего по реке.
Удовольствие делает вас более и более коварными; оно не приносит вам
мудрости. Оно приводит вас в большее и большее рабство; оно не даёт вам
королевства собственного существа. Оно делает вас более и более
расчетливыми, оно делает вас более и более эксплуататорами. Оно делает
вас более и более политичными, дипломатичными. Вы начнёте использовать
людей как средства – именно это делают все.
Пользуйтесь всем, что бы ни оказалось в пределах вашей достигаемости в
это мгновенье, но не впадайте в собственничество. Не пытайтесь
претендовать на то, что это ваше. Ничто – не ваше, всё принадлежит
существованию.
Мы приходим с пустыми руками и с пустыми руками уйдём, так какой смысл
тем временем предъявлять столько претензий? Но это всё, что мы умеем,
это всё, что говорит нам мир: владей, главенствуй, имей больше, чем
другие. Будь то деньги или добродетель, неважно, какой монетой ты
расплачиваешься – она может быть мирской, она может быть духовной, – но
будь очень хитрым, иначе тебя будут эксплуатировать. Эксплуатируй и не
подвергайся эксплуатации – вот подспудное послание, которое мы всасываем
с молоком матери. И каждая школа, каждый колледж, университет укоренены
в идее соревнования.
Настоящее образование не станет учить вас соревноваться; оно будет учить
вас сотрудничать. Оно не станет вас учить бороться и стремиться к
первенству. Оно будет учить вас быть творческими, любящими, блаженными,
не сравнивая себя с другими. Оно не станет учить вас тому, что вы
сможете быть счастливыми, только достигнув первенства, – это сущий
вздор. Вы не сможете быть счастливыми только благодаря первенству, а в
попытках достичь первенства вам придётся пережить столько страдания, что
к тому времени, как вы его достигнете, страдание войдёт в привычку.
К тому времени как человек становится президентом или премьер-министром
страны, ему приходится пережить столько страдания, что страдание
становится его второй натурой. Теперь он не знает никакого другого
способа существовать; он остаётся несчастным. Напряжение впечаталось в
него; тревожность стала его образом жизни. Он не знает никакого другого
способа жить; это сам его образ жизни. Таким образом, хотя и добившись
первенства, он остаётся настороженным, встревоженным, испуганным. Это
совершенно не меняет его внутреннего качества.
Счастье не имеет ничего общего с успехом. Счастье не имеет ничего общего
с амбициями. Счастье не имеет ничего общего с деньгами, властью,
престижем. Это совершенно другое измерение. Счастье связано с вашим
сознанием, не с характером. Позвольте мне напомнить: характер – это
снова нечто вам привитое. Ты можешь стать святым, но все же не будешь
счастливым, если твоя святость – не более чем тренированная святость. А
именно так люди становятся святыми.
Изменить характер легко; настоящая работа состоит в том, чтобы изменить
сознание, в том, чтобы стать сознательным – более сознательным, более
интенсивно и страстно сознательным. Когда вы сознательны, невозможно
быть гневными, невозможно быть жадными, невозможно быть ревнивыми,
невозможно гнаться за амбициями.
И когда весь гнев, жадность, амбиции, ревность, собственничество, похоть
исчезают, высвобождается вовлеченная в них энергия. Эта энергия
становится вашим блаженством. Теперь оно не приходит извне; теперь оно
случается внутри вашего существа, в глубочайших тайниках вашего
существа.
И когда эта энергия оказывается доступной, вы становитесь восприимчивым
полем, становитесь магнетическим полем. Вы привлекаете запредельное –
став магнетическим полем, когда вся энергия, которая понапрасну
тратилась вашей бессознательностью, собирается внутри вас, разливается
озером. Когда вы становитесь озером энергии, вы начинаете привлекать
звезды, вы начинаете привлекать запредельное, вы начинаете привлекать
самый рай.
И встреча вашего сознания с запредельным – точка блаженства, истинного
счастья. Это блаженство ничего не знает о несчастье; это сущее счастье.
Оно ничего не знает о смерти; это сущая жизнь. Оно ничего не знает о
темноте; это сущий свет, и знать его – вот в чем цель.
Счастье случается. Может быть, именно поэтому люди и назвали его
счастьем: оно случается. Нельзя его организовать, нельзя его выработать,
нельзя его устроить. Счастье – это нечто за пределами ваших усилий за
пределами вас самих. Но, копая яму в саду, если вы полностью этим
поглощены, если весь мир забыт, включая вас самих, – вот оно.
Счастье всегда с вами. Оно не имеет ничего общего с погодой, оно не
имеет ничего общего с рубкой дров, оно не имеет ничего общего с рытьем
ямы в саду. Счастье не имеет ни к чему никакого отношения. Это просто
неожидающее, расслабленное, непринужденное состояние вашего бытия с
существованием и оно остаётся с вами; оно не приходит и не уходит. Оно
всегда есть, точно так, как ваше дыхание, биение сердца, обращение крови
в теле. Счастье есть всегда, но если вы станете его искать, то найдёте
несчастье.
Просто перестаньте искать, и вы нашли – потому что поиски означают
усилия ума, не-поиск означает состояние расслабления. А счастье возможно
только в расслаблении.
Нужно понять одну из основ. Человек хочет счастья; именно поэтому он
несчастен. Чем более вы хотите быть счастливыми, тем более становитесь
несчастными. Это кажется очень абсурдным, но именно в этом состоит
коренная причина. И если вы поймёте процесс функционирования
человеческого ума, то сможете её осознать.
Человек стремится быть счастливым; тем самым он создаёт страдание. Если
вы хотите выбраться из страдания, вам придётся выбраться из собственного
стремления к счастью – и тогда никто не сможет сделать вас несчастным.
Начиная стремиться к счастью, вы в то же мгновение уходите прочь из
настоящего, уходите прочь из экзистенциального, вы уже переместились в
будущее – которого нигде нет, которое ещё не пришло. Вы переместились в
сновидения, а сновидения никогда не могут принести осуществлённости.
Ваше стремление к счастью – это сновидение, а сновидение нереально. При
помощи нереального никому никогда не удавалось достичь реального. Вы
сели не в тот поезд.
Первое, что нужно сделать, – это прекратить создавать сновидения,
прекратить проецировать. Первое, что нужно сделать, – это быть здесь и
сейчас. Что бы ни происходило, просто будьте здесь и сейчас – и вас
ожидает великое откровение.
Были ли вы когда-нибудь несчастны здесь и сейчас? В это самое мгновение –
есть ли какая-нибудь возможность быть несчастливым прямо сейчас? Вы
можете подумать о вчерашнем дне и стать несчастливыми. Вы можете
подумать о завтрашнем дне и стать несчастливыми.
Вы можете принести несчастье из прошлого, из памяти. Вчера кто-то вас
оскорбил, и, может быть, вы всё ещё несёте рану, может быть, вы всё ещё
несёте обиду, может быть, вы всё ещё чувствуете себя из-за этого
несчастливыми: "Почему? – почему это случилось со мной? Почему этот
человек меня оскорбил?
Или же вы можете быть несчастливыми из-за завтрашнего дня. Завтра у вас
кончатся деньги – где вы тогда будете жить? Что вы будете есть? Завтра у
вас кончатся деньги! – теперь входит несчастье. Оно приходит либо из
вчерашнего дня, либо из завтрашнего, но никогда оно не здесь и не
сейчас. Прямо в это мгновение, в сейчас, несчастье невозможно.
Счастье находится там же, где находитесь вы, – где вы, там и счастье.
Оно вас окружает; это естественное явление. Оно точно как воздух, точно
как небо. Счастья не следует искать; это само вещество, из которого
состоит вселенная. Радость – само вещество, из которого состоит
вселенная. Но вам следует смотреть прямо, вам следует смотреть в
непосредственно близкое. Смотря по сторонам, вы ничего не видите.
Каждый ребёнок рождается экстатичным. Экстаз естественен. Это не что-то
такое, что случатся только с великими мудрецами. Это нечто, что все мы
приносим с собой в мир; с ним приходит каждый. Это глубочайшее
внутреннее ядро жизни. Это часть того, чтобы быть живым. Жизнь – это
экстаз. Каждый ребёнок приносит его с собой в мир, но затем на ребёнка
набрасывается общество, начинает разрушать возможность экстаза, начинает
делать ребёнка несчастным, начинает обусловливать ребёнка.
Общество невротично, и оно не может допустить существования экстатичных
людей. Они для него опасны. Попытайтесь понять этот механизм – тогда всё
будет проще.
Нельзя контролировать экстатичного человека; это невозможно.
Контролировать можно только несчастного человека. Экстатичный человек
неизбежно будет свободным. Экстаз – есть свобода.
Если экстатичных людей много, общество почувствует, что разваливается на
части. Его структура больше не сможет сохраняться. Экстатичные люди
будут бунтарями. Помните, я не называю экстатичного человека
"революционером"; я называю его "бунтарем". Революционер – это тот, кто
хочет изменить общество, но он хочет заменить его другим обществом.
Конечно, бунтарь не заинтересован в том, чтобы добиться власти над
другими людьми. Это признаки невроза – когда вы слишком заинтересованы в
том, чтобы иметь власть над другими. Это просто показывает, что глубоко
внутри вы боитесь, что если не получите власти над другими, другие
подчинят вас себе.
С самого детства нам не позволяют испытывать вкус свободы, потому что,
однажды испытав, что такое свобода, мы не смиримся, не пойдём на
компромисс, – тогда мы не будет жить в тёмной клетке. Мы скорее умрём,
чем кому-нибудь позволим низвести нас в рабство. Мы сможем постоять за
себя.
Если однажды ребёнок узнает вкус свободы, он никогда не станет частью
никакого общества, никакой церкви, никакого клуба и никакой политической
партии. Он будет оставаться индивидуальностью, он будет оставаться
свободным и создавать вокруг себя пульсацию свободы. Само его существо
станет дверью в свободу.
Радость безумна. И только безумные люди могут её себе позволить. Обычный
здравомыслящий человек так хитер, так коварен, расчётлив, что не может
позволить себе радости, потому что её нельзя контролировать. Точно так
же, как я говорил, что радостного человека не может контролировать
общество, позвольте мне сказать вам ещё и это: вы не можете
контролировать собственную радость, не можете контролировать собственный
экстаз.
Страдание делает человека особенным. Счастье – вселенское явление, в нем
нет ничего незаурядного. Деревья счастливы, животные счастливы, птицы
счастливы. Счастливо всё существование – кроме человека. Будучи
несчастным, человек становится очень необычным, незаурядным.
Страдание придаёт вам способность привлекать к себе внимание. Каждый
раз, когда вы несчастны, вам уделяют внимание, сочувствуют, вас любят.
Каждый начинает о вас заботиться. Кто захочет обидеть несчастного
человека? Кто станет испытывать ревность к несчастному человеку? Кто
будет противоборствовать несчастному человеку? Это было бы слишком
подло.
Когда ты болен, в депрессии, в страдании, друзья приходят тебя
навестить, успокоить, утешить. Когда ты счастлив, те же самые друзья
начинают тебе завидовать. Если же ты по-настоящему счастлив, то найдёшь,
что весь мир обернулся против тебя.
Мир состоит из несчастных людей, и никто не храбр достаточно для того,
чтобы позволить всему миру обратиться против себя; это слишком опасно,
слишком рискованно. Лучше цепляться за страдание. Оно позволяет человеку
оставаться частью толпы
Научись быть счастливым, научись почитать счастливых людей, уделяй
больше внимания счастливым людям. Тем самым ты сослужишь человечеству
великую службу. Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если
кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что
страдание – это что-то стоящее.
Ты был воспитан в ненормальном обществе, где блаженство без причины
считается безумием. Если ты просто улыбаешься без всякой причины, люди
подумают, что у тебя в голове отошли какие-то контакты, почему ты
улыбаешься? Почему ты выглядишь таким счастливым? И если ты скажешь:
"Сам не знаю, я просто счастлив", такой ответ только усилит их
убеждение, что с тобой что-то не в порядке.
Но если ты несчастен, никто тебя не спросит, почему ты несчастен. Быть
несчастным естественно; несчастен каждый. В тебе нет ничего особенного.
Ты не делаешь ничего уникального.
Нет никакого способа сделать так, чтобы твоё несчастье "снял" кто-то
другой. Нет никакого способа сделать так, чтобы кто-то другой сделал
тебя блаженным. Но если ты осознаешь, что ответственен за то, несчастен
ты или блажен, никто не сможет ничего сделать...
Твоё несчастье – твоё собственное действие; твоим же действием будет и твоё блаженство.
Каждый чувствует, что за его несчастье ответственны другие. Муж думает,
что за его несчастье ответственна жена, жена думает, что за её несчастье
ответственен муж, дети думают, что за их несчастье ответственны
родители, родители думают, что за их несчастье ответственны дети. Всё
так запутывается. А каждый раз, когда за твоё несчастье ответственен
кто-то другой, ты не осознаёшь, что, отторгая ответственность, ты
теряешь и свободу. Ответственность и свобода – это две стороны одной
монеты.
И поскольку вы считаете других ответственными за собственное несчастье –
именно поэтому существуют шарлатаны, так называемые спасители,
посланники Бога, пророки, которые продолжают вам говорить: "Вам ничего
не нужно делать, просто будьте моими последователями. Верьте в меня, и я
вас спасу. Я – ваш пастух, вы – мои овцы".
Естественно, если от других исходит несчастье, то от других должно
исходить и блаженство. Но что тогда делаете вы? Вы не ответственны ни за
несчастье, ни за блаженство – в чём тогда вообще ваша функция? Зачем вы
нужны? – просто чтобы быть мишенью того, чтобы кто-то делал вас
несчастными, а кто-то другой помогал, спасал и делал блаженными? Неужели
вы – просто марионетка, все нити которой находятся в руках других?
Вы не уважительны к своей человечности; вы не уважаете себя. У вас нет
никакой любви к собственному существу, к собственной свободе.
Всё мое усилие здесь состоит в том, чтобы возвратить каждому
человеческому существу присущее ему самоуважение, которое оно отдало в
случайные руки. И вся эта глупость начинается с того, что вы не готовы
принять ответственность за собственное несчастье.
Просто подумайте: нельзя найти ни единого страдания, за которое вы не
были бы ответственны. Это может быть ревность, это может быть гнев, это
может быть жадность – но что-то в вас, должно быть, служит причиной,
создающей это страдание.
И приходилось ли вам когда-нибудь видеть, чтобы кто-нибудь в этом мире
сделал кого-то другого блаженным? Это тоже зависит от вас, от вашего
молчания, от вашей любви, от вашего мира, от вашего доверия. И случается
чудо – никто этого не делает.
В этом мире есть только одно счастье – и это счастье быть собой. И
поскольку никто не может быть собой, все пытаются так или иначе скрыться
– за масками, притворством, лицемерием. Все стыдятся того, кто они
такие.
Вас научили всему, кроме того, чтобы быть собой. Та самая уродливая из
всех возможных форма общества, потому что она делает каждого несчастным.
Быть не теми, кто вы есть на самом деле, быть не с теми, с кем хотите,
делать не то, что хотите, – все эти вещи лежат в основе всего вашего
страдания.
И с одной стороны, обществу удалось сделать каждого несчастным, а с
другой стороны, то же самое общество ожидает, чтобы вы никак не
проявляли своего несчастья – по крайней мере на людях, в открытую. Это
ваше личное дело.
Несчастье создало само же общество – на самом деле это дело
общественное, не личное. Та же самая толпа, создавшая все причины вашего
несчастья, в конце концов вам говорит: "Если ты несчастлив, это твоё
дело, но когда ты на людях, улыбайся. Не показывай другим несчастного
лица". Это называют этикетом, манерами, культурой. Это лицемерие в самой
своей основе.
И пока человек не принимает решения: "Чего бы это ни стоило, я просто
хочу быть собой. Пусть меня осудят, пусть меня не примут, пусть я лишусь
респектабельности – что угодно, но только я больше не могу притворяться
не тем, кто я такой"... Это решение и манифест – манифест свободы,
свободы от тяжести толпы – рождает твоё естественное существо, твою
индивидуальность.
Ты всегда хочешь быть собой – это естественно – а общество этого не
позволяет. Оно хочет, чтобы ты был кем-то другим. Оно хочет, чтобы ты
был фальшивым. Оно не хочет, чтобы ты был настоящим, потому что
настоящие люди опасны; настоящие люди – бунтари. Настоящих людей не так
легко контролировать, их не так легко заставить стать в строй. Настоящие
люди проживают собственную реальность по-своему – они делают своё дело;
они не беспокоятся о других вещах. Их нельзя принести в жертву во имя
религии, во имя государства, нации, расы. Невозможно их вовлечь ни в
какое жертвование. Настоящие люди всегда идут за собственным счастьем.
Их счастье предельно: они не готовы жертвовать им ни для чего другого.
Мир – не что иное, как отношения; мы связаны друг с другом. Я
невротичен, ты невротичен: тогда наши отношения будут очень, очень
невротичными – невроз будет перемножен, не просто сложен. А невротичен
каждый, и поэтому невротичен мир. Адольф Гитлер не родился ни с того, ни
с сего – мы его создали. Война не рождается ни с того, ни с сего – мы
её создаём. Это выходит наружу наш гной; это берёт свою дань наш хаос.
Начинаться всё должно с тебя: ты сам – мировая проблема. Не избегай
реальности собственного внутреннего мира – вот первый шаг.
Такой, как ты есть сейчас, ты не можешь видеть корня проблемы, ты видишь
только симптом. Сначала найди у себя внутри, где её корень, приложи все
усилия, чтобы изменить этот корень. Бедность не корень – корнем
является жадность, бедность – это только результат. Вы продолжаете
бороться с бедностью, и ничего не получается. Корень находится в
жадности; должна быть искоренена жадность.
Война не является проблемой; проблема в индивидуальной агрессивности.
Война – это только полная сумма индивидуальных агрессивностей. Вы
продолжаете проводить демонстрации протеста, но это не остановит войну.
Есть некоторые люди, которые наслаждаются этим как развлечением; их
можно найти среди участников любой демонстрации протеста.
И если ты посмотришь на этих протестующих, то увидишь, что это очень
агрессивные люди, – ты не увидишь на их лицах мира. Они готовы драться.
Демонстрации за мир могут в любой момент перерасти в вооруженные
столкновения. Это агрессивные люди – под именем мира они показывают свою
агрессивность.
Проблема во внутренней агрессивности индивидуальностей. Люди не
расслаблены в самих себе, поэтому должны существовать войны, иначе эти
люди сойдут с ума. Каждые десять лет нужна война, чтобы освободить
человечество от невротического бремени.
Если даже один процент человечества станет медитативным, войны исчезнут.
И другого пути нет. Такой минимум медитативной энергии нужно
высвободить в мир. Если один процент человечества – то есть один человек
из ста – станет медитативным, всё станет оборачиваться совершенно
по-другому. Будет меньше жадности; естественно, уменьшится бедность.
Бедность существует не потому, что вещей не хватает; бедность существует
потому, что люди нагромождают собственность, всего достаточно; земля
даёт нам достаточно. Но мы планируем, нагромождаем – и возникают
трудности.
Начни там, где находишься. Ты – часть этого уродливого мира, и, изменяя
себя, ты будешь изменять и мир. Что такое ты? – часть этого уродливого
мира. Зачем пытаться изменить соседа? – может быть, ему это не
понравится, может быть, он этого не захочет, может быть, ему будет
неинтересно. Если ты осознаёшь, что мир нуждается в огромных переменах,
то ближайшая к тебе часть этого мира – это ты сам. Оттуда и начинай.
Ум никогда не позволит тебе быть счастливым. Какими бы ни были условия,
ум всегда найдёт что-то, чтобы из-за этого быть несчастным. Позволь мне
сказать это так: ум – это механизм для создания несчастья. Вся его
функция состоит в том, чтобы создавать несчастье.
Если ты отбрасываешь ум, внезапно ты становишься счастливым – совершенно
без причины. Тогда счастье естественно, как дыхание. Чтобы дышать, не
нужно даже этого осознавать. Ты просто продолжаешь дышать. Счастье –
точно такое же.
Счастье – это твоя внутренняя природа. Оно не нуждается ни в каких
внешних условиях; оно просто есть, счастье – это ты сам. Блаженство –
это твоё естественное состояние; это не достижение. Просто выбравшись из
механизма ума, ты начинаешь чувствовать себя блаженным.
Именно поэтому ты увидишь, что сумасшедшие люди счастливее так
называемых нормальных. Что происходит с сумасшедшими людьми? Они также
выбираются из ума – конечно, не с той стороны, но всё же выбираются.
Да, сумасшедшие и мистики имеют что-то общее. Сходство состоит в том,
что оба они лишились ума. Сумасшедший пал ниже ума, мистик вышел за
пределы ума. Кроме того, мистик – сумасшедший с методом; в его
сумасшествии есть метод. Сумасшедший просто пал вниз.
Я не говорю, что вы должны стать сумасшедшими. Я говорю: станьте
мистиками. Мистик настолько же счастлив, что и сумасшедший, и столь же
нормален, что и нормальный человек. Мистик обладает таким же здравым
смыслом – а может быть, и большим, – чем так называемые рациональные
люди, и в то же время он так счастлив, – точно как сумасшедшие люди.
Счастье случается, когда вы сонастроены со своей жизнью, сонастроены так
гармонично, чтобы всё, что бы вы ни делали, было в радость. Тогда
внезапно вы узнаёте, что медитация следует за вами. Если вы любите
работу, которую делаете, если вы любите то, как вы живёте, значит, вы
медитативны. Тогда ничто вас не отвлекает. Если вас что-то отвлекает,
это просто показывает, что то, чем вы заняты, на самом деле вам не
интересно.
Нас завлекают в неестественные заботы: деньги, престиж, власть. Слушание
птиц никогда не принесёт вам денег. Если вы будете слушать птиц, это не
даст вам власти, престижа. Если вы будете наблюдать за бабочкой, это не
поможет вам экономически, политически, социально. Эти вещи не выгодны –
но эти вещи делают вас счастливыми.
Настоящее человеческое существо набирается храбрости, чтобы двигаться в
те вещи, которые делают его счастливым. И если этот человек остаётся
бедным, он остаётся бедным; у него нет никаких жалоб, он этим не
возмущается. Он говорит: "Я выбрал свой путь – я выбрал птицу, бабочек и
цветы. Я не могу быть богатым, и ладно! Я богат, потому что счастлив".
Но человеческие существа остаются перевернутыми вверх ногами.
Каждый раз, когда вы видите деньги, вы перестаёте быть собой. Каждый
раз, когда вы видите власть, престиж, вы перестаёте быть собой. Каждый
раз, когда вы видите респектабельность, вы перестаёте быть собой. Тут же
вы забываете обо всем – вы забываете внутренние ценности своей жизни,
своего счастья, своей радости, своего восторга. Вы всегда выбираете
нечто от внешнего и промениваете на это нечто от внутреннего. Вы
выигрываете снаружи и теряете внутри.
Но что вы собираетесь с этим делать? Даже если вы получите весь мир, и
он будет у ваших ног, но потеряете себя, даже если вы завоюете все
богатства мира, но потеряете при этом своё внутреннее сокровище, что вы
будете делать с этими богатствами? Это будет страданием.
Помните это: никто другой не может решать за вас. Все чужие заповеди,
все приказы, все морали только искалечат вас. Вы должны решать за себя
сами, вы должны взять свою жизнь в собственные руки. Иначе жизнь будет
продолжать стучаться в двери, а вас никогда не будет дома – вы всегда
будете где-то в другом месте.
|